Поведенческие факторы (ПФ) – это набор данных, которые учитываются поисковыми системами (Яндекс и Google) при оценке качества сайта для дальнейшего ранжирования в ТОПе. Основными данными являются действиях пользователя в поиске и на сайте.
Простым языком – это показатели, демонстрирующие насколько ваш сайт полезен и привлекателен пользователям.
Где поисковики собирают данные о поведении пользователей:
- Из поисковой выдачи (кликовые логи);
- Браузеры (Google Chrome, Yandex);
- Плагины и тулбары;
- Системы аналитики (Google Analytics, Яндекс. Метрика);
- Десктопные программы.
Как поведенческие факторы влияют на поиск:
В Яндексе эти факторы являются одними из важнейших для корректировки поисковой выдачи. Это подтверждено официально. У Яндекса самые суровые санкции именно за накрутку этих факторов, что говорит о их важности при ранжировании.
В Google учитываются эти факторы. Это подтверждено официально 12 марта 2019 года. В этот день Google запатентовал “Изменение ранжирования результатов поиска на основе неявной обратной связи с пользователем”, другими словами – поведенческие факторы. Хотя ранее представителями Google отвергались заявления об учете этих факторов.
ПФ бывают:
- Внутренние – это поведение пользователя на вашем сайте;
- Внешние – это поведение пользователя на поисковой выдаче, вне сайта.
Внутренние (на сайте)
- Среднее время просмотра страницы или сайта. Этот показатель говорит о том, как долго человек проводит времени на сайте. Чем больше – тем лучше.
- Показатель отказов. Отказом считается пребывание пользователя на вашем сайте менее 15 секунд. Если отказов много – значит ваш сайт не нравится пользователям или страница не соответствует запросу.
- Глубина просмотра. Показатель количества просмотренных страниц после перехода на ваш сайт. Когда пользователь много передвигается внутри сайта по внутренним ссылкам – это говорит поисковику о том, что сайт полезен.
- Доля трафика с органического поиска. Чем больше у вас органического трафика (из SEO-выдачи) – тем лучше. Если основной трафик вашего сайта – покупной или социальный, то это не очень хороший знак для поиска. Ценятся сайты, которые попадают в ТОП-10 SEO-выдачи по разным запросам и собирают органический трафик.
- Наличие постоянной аудитории. Поисковая система хорошо относится к сайту с постоянными посетителями, которые напрямую заходят на сайт из закладок или вбивая ссылку на сайт в строку (это называется “Прямые заходы”).
- Наличие брендового трафика. Это переходы на ваш сайт по запросам, в которых есть прямое упоминание вашей компании. Это говорит поисковой системе об известности вашей компании и востребованности среди пользователей.
- Наличие востребованной внутренней перелинковки. С помощью определенных алгоритмов (Browse Rank) поисковая система оценивает вашу внутреннюю перелинковку. Ссылки, которые вы расставляете в тексте или в блоках перелинковки должны быть полезные, важные и заметные.
Внешние (на поисковой выдаче)
- Длина клика (Dwell Time). Временной отрезок, который начинается, когда пользователь кликает на ваш сайт в выдаче и заканчивается, когда он возвращается к поиску или полностью заканчивает поиск. В большинстве случаев, чем больше этот отрезок времени, тем лучше. Это говорит поисковым системам о том, что сайт заинтересовал пользователя.
- Последний клик. Ситуация, когда пользователь не вернулся искать ответ на запрос у других сайтов в выдаче после просмотра вашего. Это говорит поисковой системе о том, что ваш сайт полностью удовлетворил потребность.
- CTR (кликабельность) страницы и сайта в целом. Чем больше кликов в поисковой выдаче вы собираете, тем лучше. Это говорит поисковой системе о том, что ваш сниппет (описание ссылки на ваш сайт в результатах поиска) привлекательнее и полезнее конкурентов.
Как улучшить поведенческие факторы на сайте?
Глобально: Необходимо сделать представление сайта в выдаче более привлекательным, чтобы человек на него перешел. После этого нужно дать посетителю максимальную пользу на своем сайте, чтобы он остался счастлив.
Улучшение сниппета:
- Сделать релевантный запросу и привлекательный Title у страницы.
- Заполнить тег description, в котором дополнить информацию о странице. Description – должен расширять информацию из title, а не повторять ее.
- Сделать заметный и подходящий под тематику Favicon (иконка вашего сайта, которая отображается в выдаче Яндекса)
- Настроить расширенный сниппет в Яндекс и Google.
- Зарегистрировать компанию в Яндекс Справочнике (заполнить профиль на 100%) и настроить пункты «Быстрые ссылки», «Товары и цены» в Яндекс Вебмастере.
- Зарегистрировать компанию в Google Мой Бизнес, подтвердить права и заполнить профиль на 100%.
- Настроить микроразметку (Schema.org) для хлебных крошек, карточек товара, страниц листингов, контактов и отзывов. Это позволит поисковым система считывать ваш контент лучше и позволит выводить в сниппет дополнительную информацию, например адрес компании или рейтинг товара.
- Использовать эмодзи и html-символы в description, title, структуре меню.
- Подключить Яндекс. Диалоги. Это позволит вывести в сниппет кнопку «Онлайн-консультант», которая увеличивает его и делает более заметным. (это может быть уже не актуально, потому что Яндекс прислал некоторым пользователям письмо о том, что кнопки чатов в выдаче больше показывать не будет. Официального заявления я не нашел).
- Подключить Турбо-страницы и AMP-страницы.
- Разместить на страницы изображения и видео, которые могут подтягиваться в выдачу. Для видео тоже существуют параметры микроразметки Schema Org, которые нужно настроить.
Работа с контентом:
- Уникальный текст. Речь не только об уникальности по различным сервисам проверки текста, но и о содержании. Текст должен транслировать экспертное мнение или плод исследований, которые на других сайтах пользователь не сможет найти.
- Лонгриды (это относится к блогам коммерческих компаний, информационным сайтам и медиаресурсам).
- Читабельность текста. Это в большей степени относится к формату больших статей. Если они будут идти сплошным столбом текста, то пользователь не будет читать. Если же в тексте будет оглавление с ссылками на разные смысловые части, четкая структура с заголовками и подзаголовками, ненумерованные списки, акценты в виде выделений жирным важных моментов. Можно использовать различные блоки внимания, что тоже добавляет живости.
- Перелинковка. Необходимо ставить ссылки на другие страницы сайта, чтобы удерживать пользователя.
- Медиаконтент (видео, фото, инфографики). Визуал всегда цепляет пользователя. Посетитель даже на уровне инерции включает видео на странице, листает фотографии хорошего качества, изучает таблицы и инфографики. Это положительно влияет на длину клика и другие показатели.
- Добавочная ценность (квизы, задания, тесты, мини-игры). Различные интерактивы с пользователем на странице также неплохо повышают время, которое люди проводят на нем. Это не прикладное решение, поэтому необходимо подумать, что может быть полезно для посетителей вашего сайта.
Работа с технической частью:
- Скорость загрузки. Должна быть на высоком уровне. Медленные сайты – пережиток прошлого. Сейчас темп жизни очень высокий и посетители не хотят ждать. Требования к сайтам повышаются.
- Идеальная работа сайта. Не должно быть никаких препятствий для пользователя. Все кнопки, формы, блоки должны работать так, как было изначально задумано. Любая мелочь может вызвать у посетителя негатив. Косяки могут быть разные: «Не работает прикрепление файла в форме заявки», «Не нажимается кнопка “Читать далее”», «Слайдер на странице съехал и выглядит некорректно».
- Современный дизайн. Сайт должен быть современным. Как я уже многократно писал, требования пользователей с каждым днем все выше. Когда человек переходит на ужасный сайт, он будет ассоциировать с ним и качество товара. А ведь товар на самом деле может быть лучшего качества. «Сайт ужасен – значит компания ужасная. Я тут покупать ничего не буду!». Никто не будет разбираться и докапываться до истины, люди просто будут закрывать сайт.
- Современный функционал. И многие думают, что современный — значит сложный и навороченный, но это не так. Напротив, ваш сайт должен максимально снижать уровень проблем посетителя. Вы должны предоставить человеку все удобства, вплоть до того, чтобы он мог сделать заказ нажав одну кнопку. Сюда относится: удобный поиск по сайту, калькуляторы, удобные формы заказа, фильтры по товарным позициям, квизы (если товар сложный и человек не понимает, какой ему лучше выбрать) и т.д.
- HTTPS сертификат. Если сайт имеет незащищенное соединение, то пользователь может негативно относится к нему. Тем более, что в Google Chrome постоянно всплывают уведомления «Этот сайт может быть небезопасен».
- 404 Страница. Должна быть хорошо оформлена в дизайне сайта. Первым делом вы должны извиниться перед пользователем за то, что он не найдет здесь ответа на свой запрос. Далее можете предложить другие варианты или скидки и акции взамен. Если страница не оформлена – пользователь закрывает сайт и тем самым повышает показатель отказов.
- Адаптивный дизайн. Сайт должен корректно отображаться на любом устройстве. Если у вас нет адаптива – вы рискуете вызвать негатив пользователей. Большой процент людей ищут информацию в интернете с мобильных устройств и если они попадают на сайт без адаптива — они с него сразу выходят.
Работа с коммерческими факторами, которые влияют на поведенческие:
- Реквизиты компании. Чтобы посетитель мог самостоятельно проверить, реально ли вы существуете.
- Оформленная страница «О компании». На странице должна быть история компании в формате текста фотографии (офиса, цеха, производства, склада, команды и т.д.) и видеоматериалы. Кстати, такая страница должна быть не только на сайте услуг или интернет-магазине,но и на блоге/медиаресурсе. Она может называться «О нас» или «О редакции» и там нужно указать команду (редакторы, копирайтеры, главный редактор, руководитель) их опыт, профессиональный стаж и рассказать историю создания сайта. Простыми словами — это страница, которая должна в полной мере презентовать ваш сайт или компанию посетителю.
- Страница «Контакты». Тут нужно разместить все возможные средства связи с вами (почта, whatsapp,telegram, телефон) и адрес с интерактивной Яндекс (или Google) картой. Пользователь должен видеть, что вы реально существуете и у вас есть физический адрес.
- Страница «Гарантии». Подробно распишите, что вы даете гарантию на продукт или услугу и обмениваете товар в случае брака.
- Наши работы. Актуально для сайтов услуг. Покажите, что вы делали раньше. Это поможет посетителю примерно сформировать, что получит он от сотрудничества с вашей компанией. Эта страница может быть в формате галереи, но лучше сделать кейсы «до и после», потому что так будет сильнее.
- Отзывы. Для людей важны социальные доказательства. Вы должны собирать отзывы ваших клиентов и размещать их на этой странице. Сюда можно прикрепить ссылки на отзывы с Яндекс Карт, Google Maps.
- Ассортимент продукции/услуг/статей. Чем больше сайт, тем больше запросов пользователя он закрывает. Человек получает больше вариантов выбора продукции или более полную информацию по теме запроса.
Вывод
Поведенческие факторы — это направление, которое наиболее важно для поисковых систем. Они хотят отладить систему, чтобы редактировать поиск только на основе полезности сайта для пользователя. Хотя сейчас это получается не идеально, но все движется в эту сторону.
Поэтому к этим факторам нужно отнестись с большим вниманием. Применив чек-лист рекомендаций из этой статьи, вы сможете улучшить мнение пользователей о вашем сайте и вывести его в топ. И для этого можно и нужно использовать белые методы продвижения.